Создание в школах коллекций комнатных растений,
которые можно использовать для
озеленения кабинетов, для иллюстрации у
школьников биологических, экологических понятий - идея не новая, но весьма
актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий. Многообразие
цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый
облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и
чувство комфорта.
Используя представленную в данном методическом
пособии информацию, Вы сможете получить практический опыт озеленения помещений,
а также развить у школьников чувство эстетического восприятия природы и творчества.
I. Планирование
Этап |
Содержание |
Выбор
помещения для озеленения |
R Для озеленения помещения комнатными растениями можно
выбрать кабинет биологии, географии, фойе или любой другой кабинет, где у вас
проходят занятия. Занимаясь в этих кабинетах, вам удобнее будет уделить пару
минут для ухода за растениями; |
|
|
Узнайте
больше о комнатных растениях |
R Соберите информацию о растениях с различных
информационных ресурсов: школьная и домашняя библиотека, мультимедийные
пособия, Интернет; |
|
|
Составьте
список видового разнообразия растений для кабинета |
R Определите уровень комфортности кабинета: площадь,
кубатура, температурный и вентиляционный режимы, естественное и искусственное
освещение; R Изготовьте паспорта (этикетки) имеющихся растений; |
|
|
Подберите
композиции для оформления интерьера |
R В своем выборе руководствуйтесь правилами озеленения
кабинетов, не используйте те растения, которые могут нанести вред здоровью
(см. ниже); |
|
|
Посадка
растений и оформление интерьера |
R Придайте своему кабинету (залу, фойе) неповторимый облик,
подойдите к этому процессу творчески. |
|
|
II. Главные правила при озеленении помещений
ü Для большинства растений наилучшим фоном является простая, без узора,
стена любого светлого пастельного тона.
ü Пёстрые или цветущие растения на светлом фоне будут плохо видны; им
подходит тёмный фон.
ü На подоконнике лучше использовать одиночное растение - низкое и
кустистое, если оно располагается посередине окна, или высокое и узкое при
асимметричном размещении.
ü Крупные растения в больших горшках на столе будут выглядеть громоздко -
их место на полу.
ü На стенах размещают декоративно-цветущие (чтобы оживить цветом гладкую
светлую стену) растения и лианы.
ü Растения с длинными дуговидными стеблями устанавливают на специальную
высокую подставку или помещают в
подвесную корзину.
ü При подборе растений следует учитывать микроклимат кабинета
(температуру, важность, освещённость) и его площадь.
Пример паспорта |
КАКТУС УДИВИТЕЛЬНЫЙ Cereus monstruosus Семейство кактусовых Родина – пустыня Перу Биология. Ксерофит – суккулент Уход. Солнце. Полив летом через день, зимой – через
10 дней. Почва дерновая, листовая и речной песок в равных частях Приобретён в КОДЦЭОТ 15.09.2008 г. |
III. Какие растения выбрать для озеленения
На примере данных растений можно формировать многие биологические и
таксономические понятия, такие, как вид, род, семейство, класс, отдел. Предлагаемый
список-перечень растений составлен и выбран исходя из следующих критериев:
известность растений, их относительная неприхотливость к условиям содержания,
многоплановость использования и оказываемое влияние на человека (ядовитость и
аллергическая реакция у детей). При создании коллекции целесообразно ограничиться
25-30 видами растений. В перечне предлагается около 100 видов, из которых можно
выбрать наиболее подходящие для Вас растения.
Те растения, которые не рекомендуются для содержания в кабинетах, могут
находиться в лабораториях для демонстрации на уроках или
проведения опытов.
3.1. Растения, не
рекомендованные для использования
Растения, раздражающие кожу |
Растения, имеющие ядовитые органы |
Растения, вызывающие аллергию |
Пуансеттия |
Брунфельсия |
Примула |
Молочай Миля |
Перец стручковый |
Цикламен |
Кодиеум
пёстрый |
Олеандр |
Пеларгония сильно пахнущая |
Диффенбахия |
Пахиподиум |
Нефролепис |
Аглаонема |
Барвинок
розовый |
|
Филодендрон |
Паслён
перечный |
|
Кала |
Кодиеум |
|
Гиппеаструм |
Плющ (семена) |
|
|
Гемантус |
|
|
Кливия |
|
|
Амариллис |
|
|
Монстера |
|