Программа наблюдения учебного занятия
Цель посещения: определить рациональность структуры урока
2. Реализованы ли дидактические задачи каждого этапа урока.
3. Рациональность продолжительности каждого из этапов урока.
4. Целесообразность ли последовательность частей с точки зрения целей данного урока.
5. Взаимосвязаны ли этапы урока.
6. Соответствует ли структура урока логике учебного материала.
7. Целесообразна ли избранная учителем структура урока с точки зрения его результативности.
Цель посещения: установить целесообразность методов и средств обучения
1. Какие наглядные пособия, ТСО, наглядности использовались на уроке.
2. Целесообразность их использования, рациональность их применения с точки зрения цели и содержания урока.
3. Методы обучения, использованные на уроке (для изложения и разъяснения нового материала, для формирования новых умений м навыков, для закрепления и проверки ЗУН и т.п.)
4. Соответствие выбранных методов целям и содержанию урока.
5. Соответствие выбранных методов уроню подготовки учащихся.
6. Соотношение между методами, активизирующими умственную деятельность учащихся или методами, не вызывающими значительных умственных усилий (репродуктивных).
7. Анализ, характер деятельности учителя
· уровень педагогических требований к учащимся;
· речь учителя и общий стиль поведения;
· показ учителем образца ответа, записи, действий;
· использует ли учитель дидактический материал с целью интенсификации и экономии времени на уроке;
· обеспечивают ли выбранные методы и средства обучения высокую эффективность усвоения знаний и развития умений.
Цель посещения: определить умения ставить цели и планировать деятельность свою и ученика
1. Умеет ли учитель ставить цели при планировании урока.
2. Умеют ли учащиеся ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.
3. Умеет ли учитель отбирать содержание к уроку в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся.
4. Могут ли школьники воспринимать и перерабатывать информацию.
5. Умеет ли учитель отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО в соответствии с целями урока.
6. Умеют ли ученики работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО.
7. Умеет ли учитель планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока.
8. Умеют ли учащиеся планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока.
Цель посещения: определить уровень умения эффективно организовать деятельность свою и ученика.
1. На сколько эффективно была организована деятельность учителя во времени в соответствии с целями и задачами урока.
2. Умеют ли учащиеся организовывать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами.
3. Эффективно ли учитель организовал свое рабочее место и место ученика в соответствии с заданными нормами.
4. Умеют ли ученики организовывать свою деятельность на рабочем месте.
Цель посещения: определить учет возрастных особенностей учащихся на уроке
1. Соответствие цели урока и сложности решаемых учебных задач возрастным возможностям учащихся.
2. Соответствие степени абстрактности и технологической сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся.
3. Дифференцированность подхода к учащимся с учетом особенностей их соматического и психологического развития.
Цель посещения: определить, насколько успешно учитель использует воспитательные возможности урока
1. Нравственное поведение учителя.
2. Соблюдение и развитие нравственных традиций урока.
3. Использование учебного материала для активного влияния на нравственное сознание учащихся.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА
1. Дружественность, доброжелательность (Правильно ли я Вас понял, коллега?)
2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.
4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.
5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
7. Не поучайте учителя, а учитесь и продумывайте рекомендации по совершенствованию урока.