СТАНДАРТ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
Изучение
биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
освоение знаний о живой природе и присущих
ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
·
овладение умениями применять биологические
знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические
эксперименты;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
·
воспитание позитивного ценностного
отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
культуры поведения в природе;
·
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе
и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной
среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических
объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к
биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение
организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и
развития организмов.
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из
причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани,
органы, системы органов, их взаимосвязь
как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов,
их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного
поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Применение
знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении
новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних
животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и
развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов
жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на
готовых микропрепаратах и их описание; приготовление
микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом;
сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание
органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их
соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль
растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики
заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание
первой помощи при отравлении грибами. Значение
работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции
органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений
разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей
местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур
и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе с использованием справочников и
определителей (классификация).
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма
человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и
отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма
человека.
Питание. Пищеварительная
система. Роль ферментов в пищеварении.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа
жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов
дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи
при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ.
Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды
организма. Кровь. Группы крови.
Переливание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ
Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное
кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения
энергии. Витамины. Проявление авитаминозов
и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая
система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой
помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний
в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.
ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в
жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система.
Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение
человека. Исследования И.М. Сеченова и
И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность.
Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его
значение.
Биологическая природа и
социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения
в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических
упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние
здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней
человека. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием
своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и
роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем
органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска
на здоровье.
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация
живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые
связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная
экосистема. В.И.Вернадский – основоположник
учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными
изменениями в живой природе; составление
схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов
к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций
разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате
изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток
и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
·
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
·
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;
уметь
·
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
· изучать биологические объекты и
процессы: ставить
биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать
за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными
изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
·
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы
цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения
и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные
и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
·
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
·
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
·
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях
и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения,
слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
·
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
·
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
·
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними;
·
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|