Стандарты по образованию профильный уровень
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об
основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной
частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, строении,
биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях
биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в
биологической науке;
- овладение умениями
характеризовать современные научные открытия в области биологии;
устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить
биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и
использовать биологическую информацию; пользоваться биологической
терминологией и символикой;
- развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных
исследований, решения биологических задач, моделирования биологических
объектов и процессов;
- воспитание
убежденности в возможности познания закономерностей живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
- использование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками*.
Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических
систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира.
Клетка
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной
теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории
в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения
клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул
неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и
функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции
хромосом.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии
энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и
темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на
Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический
код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы.
Развитие половых клеток у растений и животных.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и
описание; опыты по определению каталитической активности ферментов;
сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий, процессов
брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития
половых клеток у растений и животных.
Организм
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов,
их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы,
паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.
Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений
развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы
генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология
и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их
цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон
Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование,
сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие
знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория
гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма
реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды
мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты
окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных
заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических
рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности
селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее
направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии
(клонирование человека, направленное изменение генома).
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания;
решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной
кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно),
изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и
полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных
животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ
и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон
зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка,
эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная
единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции.
Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая
теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные
факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования
признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты
эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых
видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа
устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция,
параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен).
Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы
эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека.
Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов,
идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и
описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика
разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного
отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и
макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез
возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования
человеческих рас.
Экосистемы
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон
оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура
экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей.
Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии
развития экосистемы. Сукцессия.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная
миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в
биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление
приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов,
абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем
переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная
характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем
своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на
биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление
схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных
антропогенных изменений в биосфере.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения
биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о
биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования
Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости;
зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости;
сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом;
взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования
Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и
происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических
объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,
женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных
и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических
процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез,
митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных,
размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных,
индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов,
получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие
искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и
экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на
генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере,
эволюция биосферы;
- современную
биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль
биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,
законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции
видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены
экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать
взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций
органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений
эволюции;
- решать задачи разной
сложности по биологии;
- составлять схемы
скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
- описывать клетки
растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому
критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и
описывать микропрепараты;
- выявлять
приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у
растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов),
абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в
экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать
биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать
биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений
и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез,
митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых
растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;
формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы
видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и
делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и
оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере,
этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять
самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- грамотного оформления
результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения
правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения
вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при
простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной
позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной
среде;
- оценки этических аспектов
некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
|